Журнал Сергея Кашина

Канал в Телеграме: https://t.me/sergeykashin
Инстаграм: https://www.instagram.com/skashin/
Фейсбук: http://facebook.com/real.sergey.kashin
Твиттер: http://twitter.com/sergeykashin
Сайт: http://cashin.ru

Риск срабатывает моментально

Часть 5.

Два вида паники:
1) До срабатывания риска, «еще рано».
2) После срабатывания риска, «уже поздно».

Риск срабатывает моментально.
https://twitter.com/sergeykashin/status/1226411692764127232

Риск — это то, на что вы не успеете отреагировать. Это момент, точка, разделяющая время на до и после:

У вас гораздо, гораздо больше вариантов возможных действий до срабатывания риска, чем после:

Ранняя, «преждевременная» паника — абсолютно прагматичная и адекватная реакция на критический риск. Это способ выживания.

 
* * *
Начало истории:
Часть 1.
Мы путаем локальный риск с системным.
http://www.cashin.ru/blog/all/virus/

Часть 2.
Мы не понимаем сдвига во времени между причиной и следствием.
http://www.cashin.ru/blog/all/virus-2/

Часть 3.
Откуда данные?
http://www.cashin.ru/blog/all/virus-3/

Часть 4.
Ищи то, чего нет на виду.
http://www.cashin.ru/blog/all/virus-4/

Риск: ищи то, чего нет на виду

Давненько я не писал про риск и вирус, соскучились?

Часть 4.
Риск находится за пределами известных данных.

Ошибка мышления: смотрим на данные, на распределения, частоты, минимумы-максимумы, и думаем, что это отражение реальности. Думаем, что анализируя эти данные, мы изучаем возможные риски. Это неверно и наивно.

Риск находится в будущем, его нет в данных.

Когда идет речь о широком системном риске, типа жизни большого количества людей или защиты крупных активов, полезнее думать не о том, что есть, а о том, чего нет в данных. Что не сказано, не посчитано, чего нет на виду.

О риске говорят не сами данные, а данные в сочетании с сигналами, свойствами и масштабом процесса.

Масштаб процесса:
— Вирусу пофигу, на каком континенте живет человек. Возможная область распространения не ограничена. В сравнении с пожарами: даже если выгорит вся Австралия, Африка от этого не загорится.

Свойства процесса:
— Коэффициент распространения (например, 3 → каждый заболевший заражает еще троих) свойство сильно шумное и нелинейное. Оно зависит от обстоятельств. Транспортная связность мира сегодня выше, чем во время предыдущих эпидемий, и гораздо выше, чем при эпидемии 1918 года, унесшей 50-100 миллионов жизней
https://ru.wikipedia.org/wiki/Испанский_грипп
Поэтому сложно сравнивать эпидемии в принципе.

«Дождь» шутит:
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=10219531208704389&set=p.10219531208704389&type=3&theater

— Достаточно, чтобы люди контактировали друг с другом и ездили по миру — это условие выполняется. Несколько дней назад подтвердились заражения у людей, которые никогда не были в Китае:
https://twitter.com/nCOV19/status/1224792740757635073
#Singapore, #Malaysia, and #Thailand confirmed #coronavirus infections Tuesday among citizens who had not travelled to #China, person to person transmission confirmed in these countries.

— До первых симптомов мы не видим признаков заражения. Неизвестно, передается ли заражение до появления симптомов.

— Нет вакцины.

Сигналы процесса:
Очевидно, Китай под напряжением.
— Нагрузка на инфраструктуру: Из-за нехватки мест в больницах пациентов с «легкими симптомами» отравляют на домашний больничный. Публичные места в Ухани переделаны под размещение пациентов. Как в военное время.

— Нагрузка на ресурсы: Китай и сам крупный производитель медицинских масок и мед-материалов, но этих вещей уже не хватает.

— Нагрузка на докторов. Это люди, они не железные. Всё зависит от них.
Доктор умер, отработав 10-дневную смену:
https://twitter.com/nCOV19/status/1225170142251929600
https://www.dailymail.co.uk/news/article-7970475/Coronavirus-doctor-27-drops-dead-working-10-straight-days.html

Лица медсестер после ношения маски в течение всего дня, каждый день, много дней:
https://twitter.com/PDChina/status/1225192378656546822
Просто, чтобы задуматься о напряжении.

Вот мы смотрим на число и видим как оно растет:

Растет и нагрузка на людей. Это как баллон, который всё больше набивают воздухом. У баллона есть предел прочности. Риск не в настоящем, а в будущем. Что будет, если люди не выдержат?

Исходя из перечисленного, странно видеть позиции типа «не надо ничего делать, расслабьтесь и всё будет хорошо». Епона мать, очень хочется надеяться, чтобы действительно было хорошо, и пусть оно так и будет.

От большинства действительно мало что зависит и вполне можно расслабиться.

Но «хорошо» будет благодаря усилиям тех людей, кто сейчас борется, а не тех, кто такой смелый что аж не паникует, зайчик какой. Вот эту деталь хочется не забывать. Эти люди сейчас работают наперегонки со смертью.

 
* * *
Часть 1.
Мы путаем локальный риск с системным.
http://www.cashin.ru/blog/all/virus/

Часть 2.
Мы не понимаем сдвига во времени между причиной и следствием.
http://www.cashin.ru/blog/all/virus-2/

Часть 3.
Откуда данные?
http://www.cashin.ru/blog/all/virus-3/

Часть 4.
Ищи то, чего нет на виду.

Часть 5.
Риск срабатывает моментально
http://www.cashin.ru/blog/all/virus-5/

Откуда данные о заболевших

Днём ранее написал про временной сдвиг и природу коэффициента смертности:
http://www.cashin.ru/blog/all/virus-2/

Увидел в Твитере ссылку на заметку ровно с тем же:
https://medium.com/@tabardel/coronavirus-2019-ncov-no-the-case-fatality-rate-is-not-2-48142169a367

Тем временем, Нью-Йорк Таймс публикует ожидания по коэффициентам смертности, и допускает ровно ту ошибку, которую я описал во второй части: сравнивает смертность затихших эпидемий с активно развивающейся:
https://nytimes.com/interactive/2020/world/asia/china-coronavirus-contain.html

Или я чего-то не догоняю, или визуализация вызывает вопросы.
Кидаю вопрос Нассиму Талебу, получаю подтверждение.
https://twitter.com/sergeykashin/status/1225828779748098048

Печальная новость для дизайна:
Высокий графический уровень визуализации данных скрывает опасность — у зрителя создается впечатление надежной и продуманной работы, а на деле работа построена на сомнительном смысловом фундаменте.

Вообще, у меня накопились примеры ошибок в визуализациях, созданных известными командами. Возможно, как-нибудь найду время рассказать. Пугает то, что на известные команды ориентируются другие дизайнеры, которые видят ошибки и думают что так делать окей. Это не окей.

Идем дальше.

Часть 3.
Откуда данные?

Основная масса заболевших — в Китае. Оттуда же почти все цифры. На основе этих цифр все строят статистические оценки и прогнозы.

Возникает вопрос, насколько цифры близки к реальности. Китай может всё, у них есть великий файрвол, тотальный мониторинг и партия.

А когда есть сомнения в данных, действия иногда говорят больше, чем цифры: Китай не стал бы сливать свою экономику, если бы риск был небольшим. Реакция страны на происходящее сильнее, чем можно ожидать только по цифрам. Использование крупных общественных пространств для размещения заболевших, мегазакупки медицинских материалов за рубежом (для Китая-то) — практически военная тема. Это сигнал о том, что реальность может быть хуже.

Заметили две тенденции: до конца января из Китая приходили цифры роста инфицированных по 50% в день, а после 27 января — ровно по 25% в день.
https://twitter.com/salilstatistics/status/1223484153468944384

Инфицирование — случайный процесс. Странно, что поток чисел так ровно ломается с 50% на 25% в один день — непонятно, что произошло именно в этот день. +Непонятно, насколько возможна проблема технического ограничения диагностирования новых случаев — ведь на диагностику нужны ресурсы.

Схожий вопрос к цифрам: очень ровный рост в отчетности — несколько дней подряд точно по квадратичной кривой, будто данные отвешивали вручную:
https://twitter.com/evdefender/status/1224723734680035329

Посмотрим.
P. S. пока я собирал скриншоты, цифры ушли вверх.

 
* * *
Часть 1.
Мы путаем локальный риск с системным.
http://www.cashin.ru/blog/all/virus/

Часть 2.
Мы не понимаем сдвига во времени между причиной и следствием.
http://www.cashin.ru/blog/all/virus-2/

Часть 3.
Откуда данные?

Часть 4.
Ищи то, чего нет на виду.
http://www.cashin.ru/blog/all/virus-4/

Часть 5.
Риск срабатывает моментально
http://www.cashin.ru/blog/all/virus-5/

8 февраля   данные   Коронавирус   риск

Отставание эффекта от причины

Это мой второй пост на тему того, как люди понимают риск (а люди нихрена не понимают риск) в контексте вирусного заражения как нелинейного процесса.

Ссылки на другие посты — ниже.

Сегодня хочу поговорить о такой ошибке мышления: люди не понимают временного сдвига между причиной и эффектом.

Сейчас сравнивают число зараженных с числом погибших.
На сегодня около 30 тысяч заражены, около 600 погибло.
Типа, 28353 / 565 = 2 % смертности... Это наивно.

Существует временной сдвиг:
3-9 дней от заражения до госпитализации, и еще 5-10 дней от госпитализации до возможной смерти. Даже если брать суммарно одну неделю назад, надо делить другие числа, и получится совсем другой процент.

Те люди, которые заражены прямо сейчас, еще не достигли момента «будет жить или нет».

Что вообще такое — процент смертности? Это соотношение чисел, известных на данный момент. Итоговый коэффициент смертности от вируса ТОРС (SARS, 2003) составил 9,6%. «Итоговый» — потому что эпидемия закончилась.

https://en.wikipedia.org/wiki/Severe_acute_respiratory_syndrome

Что это означает: люди заражались, кто-то умирал, и каждый день — разное количество. Оно колеблется, оно неровное. Типа того:

И вот когда все улеглось, кто смог выздороветь — выздоровел, кто не смог — умер, количество умерших разделили на общее количество диагностированных — это итоговый процент смертности.

Сложно понять, но попробуйте: не существует в природе такой вещи как коэффициент смертности от вируса. В принципе, такой информации нет в природе. Потому что она находится в будущем. Мы видим только фактическую смертность — это то, что уже произошло.

Эпидемия САРС унесла жизни 9,6% заболевших. Это не говорит о том, что так же будет происходить и в будущем. Еще одна (такая же) эпидемия унесет уже другое количество. Но другое не плюс-минус один-два процента, а плюс-минус сколько угодно. Потому что заражение вирусом — это динамический, мультипликативный риск. Это не подбрасывание монетки с двумя сторонами — мы не знаем количества «сторон». Это шанс, многократно умножающийся на невидимые нам обстоятельства с нелинейными свойствами. Мы не знаем.

Но мы знаем, что количество заболевших и умерших, по-крайней мере, растет не медленнее, чем официально объявлено Китаем. Больше — скорее всего, меньше — вряд ли. Потому что Китай это Китай. Об этом далее.

 
* * *
Часть 1.
Мы путаем локальный риск с системным.
http://www.cashin.ru/blog/all/virus/

Часть 2.
Мы не понимаем сдвига во времени между причиной и следствием.

Часть 3.
Откуда данные?
http://www.cashin.ru/blog/all/virus-3/

Часть 4.
Ищи то, чего нет на виду.
http://www.cashin.ru/blog/all/virus-4/

Часть 5.
Риск срабатывает моментально
http://www.cashin.ru/blog/all/virus-5/

Коронавирус, системный риск, принцип предосторожности

На графике желтое — экспоненциальный рост числа заразившихся коронавирусом 2019-nCoV и умерших. Красное — для сравнения те же данные по эпидемии атипичной пневмонии (SARS) в 2003 году. У желтого графика более крутой рост.

Короче, друзья, дело интересное. Ситуация с вирусом — реальная тема.

— Но как же, десятки тысяч умирают от обычного гриппа?
— Тут такой уровень репродуктивности и смертности, что если пока и не дотянул до «обычного» гриппа — это «пока» не дотянул. И хорошо бы так и не дотянул! Но сейчас цифры растут по экспоненте.

— Но под машинами гибнет в тысячи раз больше людей! Зачем реагировать на вирус острее, чем на насущные проблемы?
— Насущные проблемы не гонятся за вами. Один сбитый автомобилем пешеход не вызывает гибель еще троих и далее по цепной реакции. Несколько людей в год даже гибнут под газонокосилками. Но у газонокосилок нет намерения никого убивать.

Не буду пытаться в чем-то убедить, цифры и разборы с графиками легко найти в интернете. Но вот группа понимающих в рисках товарищей опубликовали записку о системном риске распространения вируса. «Системный риск» означает, что если он сработает — погибнут все. Противодействие будет похоже на паранойю, но…

https://www.academia.edu/41743064/Systemic_Risk_of_Pandemic_via_Novel_Pathogens_-_Coronavirus_A_Note
Systemic Risk of Pandemic via Novel Pathogens — Coronavirus: A Note

Авторы:
Янир Бар-Ям (Yaneer Bar-Yam)
Нассим Николас Талеб (Nassim Nicholas Taleb)
Джо Норман (Joe Norman)

Кто-то не читает по-английски. Я на скорую руку прогнал через автопереводчик и подредактировал до чуть более человеческого перевода, + добавил столбец «По-простому». Наверняка остались косяки, присылайте корректировки, если что.

Исходник Перевод По-простому
Systemic Risk of Pandemic via Novel Pathogens Системный риск пандемии из-за новых патогенных организмов Все люди на планете могут вымереть.
THE NOVEL CORONAVIRUS emerging out of Wuhan, China has been identified as a deadly strain that is also highly contagious. The response by China to date has included travel restrictions on tens of millions across several major cities in an effort to slow its spread. Despite this, positively identified cases have already been detected in many countries spanning the globe and there are doubts such containment would be effective. This note outlines some principles to bear in relation to such a process. Выяснили, что новый коронавирус из Ухани (Китай) — смертельный штамм, который также очень заразный. На сегодняшний день Китай ввел ограничения на поездки десятков миллионов человек в нескольких крупных городах, чтобы замедлить распространение вируса. Несмотря на это, во многих странах мира уже выявлены заболевшие, и есть сомнения в том, что такое сдерживание будет эффективным. В настоящей записке излагаются некоторые принципы, которых следует придерживаться в связи с происходящим. Коронавирус смертелен. Есть сомнения, что сдерживание будет эффективным. В этой записке предлагаем придерживаться описанных принципов.
Clearly, we are dealing with an extreme fat-tailed process owing to an increased connectivity, which increases the spreading in a nonlinear way [1], [2]. Fat tailed processes have special attributes, making conventional risk-management approaches inadequate. Очевидно, что мы имеем дело с процессом с чрезвычайно «толстым хвостом» (прим.: статистический термин), обусловленным возросшей связностью, которая увеличивает распространение вируса нелинейным образом [1], [2]. Процессы с толстым хвостом обладают особыми свойствами, что делает традиционные подходы к управлению рисками неадекватными. Обычные люди не привыкли и не умеют оценивать риски подобного рода.
GENERAL PRECAUTIONARY PRINCIPLE Общий принцип предосторожности Что делать, чтобы всё не полетело под откос
The general (non-naive) precautionary principle [3] delineates conditions where actions must be taken to reduce risk of ruin, and traditional cost-benefit analyses must not be used. These are ruin problems where, over time, exposure to tail events leads to a certain eventual extinction. While there is a very high probability for humanity surviving a single such event, over time, there is eventually zero probability of surviving repeated exposures to such events. While repeated risks can be taken by individuals with a limited life expectancy, ruin exposures must never be taken at the systemic and collective level. In technical terms, the precautionary principle applies when traditional statistical averages are invalid because risks are not ergodic. Общий (не наивный) принцип предосторожности [3] определяет условия, при которых нужно снижать риск полного разрушения, а традиционный анализ затрат и выгод не использовать. Речь идет о проблемах, связанных с полным разрушением, когда со временем воздействие «хвостовых» событий приводит к гарантированному вымиранию. Хотя существует очень высокая вероятность того, что человечество переживет одно такое событие, с течением времени вероятность выживания при повторных событиях, в конечном счете, равна нулю. Продолжительность жизни ограничена, и отдельные люди могут подвергаться многократному риску, но нельзя допускать полного разрушения на системном и коллективном уровне. С технической точки зрения принцип предосторожности применяется в тех случаях, когда традиционные средние статистические показатели являются недействительными, поскольку риски не являются эргодичными. Речь не о снижении потерь, а о выживании вообще. Вероятность для человечества пережить одну катастрофу высокая, но при повторяющемся событии вероятность выживания стремится к нулю. Как при повторяющихся выстрелах в «русской рулетке». Чтобы избежать катастрофы, нужно придерживаться принципа предосторожности: избегать событий, которые маловероятны, но если произойдут — приведут к катастрофическим последствиям.
NAIVE EMPIRICISM Наивный эмпиризм Люди наивно примеряют повседневный опыт к событиям с другими свойствами
Next we address the problem of naive empiricism in discussions related to this problem. Далее мы рассмотрим проблему наивного эмпиризма в дискуссиях, связанных с этой проблемой. Чего не видят «обычные люди», примеряя к ситуации повседневный опыт.
Spreading rate Скорость распространения
Historically based estimates of spreading rates for pandemics in general, and for the current one in particular, underestimate the rate of spread because of the rapid increases in transportation connectivity over recent years. This means that expectations of the extent of harm are underestimates both because events are inherently fat tailed, and because the tail is becoming fatter as connectivity increases. Исторически сложившиеся оценки темпов распространения пандемий в целом, и для нынешней оценки в частности, занижают темпы распространения из-за стремительного роста транспортного сообщения в последние годы. Это означает, что ожидания в отношении масштабов ущерба недооцениваются как потому, что события по своей природе являются «толстым хвостом» (маловероятные с тяжелыми последствиями), так и потому, что «хвост» становится толще по мере роста интенсивности транспортного сообщения. Люди ездят всё чаще и на всё более дальние расстояния. Это увеличивает вероятность заражения с каждой поездкой. Эпидемии бывали и раньше, но при менее высокой интенсивности поездок по миру.
Global connectivity is at an all-time high, with China one of the most globally connected societies. Fundamentally, viral contagion events depend on the interaction of agents in physical space, and with the forward-looking uncertainty that novel outbreaks necessarily carry, reducing connectivity temporarily to slow flows of potentially contagious individuals is the only approach that is robust against misestimations in the properties of a virus or other pathogen. Глобальная транспортная связность рекордно высокая, и Китай — одно из наиболее глобально взаимосвязанных обществ. По существу, события, связанные с вирусными инфекциями, зависят от взаимодействия агентов в физическом пространстве, и с перспективной неопределенностью, которую неизбежно несут с собой новые вспышки, временное ослабление связности потенциально заразных людей является единственным надежным подходом. В противопоставление недооценивания свойств вируса или другого патогенного микроорганизма. Главный риск — увеличение мобильности людей в последнее время. Соответственно, снижение мобильности — главный подход для защиты от вируса. Отказывайтесь от поездок, посидите дома.
Reproductive ratio Репродуктивный коэффициент
Estimates of the virus’s reproductive ratio R0 — the number of cases one case generates on average over the course of its infectious period in an otherwise uninfected population — are biased downwards. This property comes from fat-tailedness [4] due to individual ‘superspreader’ events. Simply, R0 is estimated from an average which takes longer to converge as it is itself a fat-tailed variable. Оценки репродуктивного коэффициента вируса R0 — числа случаев, которые один случай генерирует в среднем в течение инфекционного периода в не зараженной в остальном популяции, — имеют тенденцию к занижению. Это свойство происходит от «толстого хвоста» [4], обусловленного индивидуальными событиями «суперраспространения». Проще говоря, R0 оценивается из средней величины, которая сходится дольше, так как сама по себе является «толстохвостой» переменной. Коэффициент R0, если упрощенно, это оценка количества людей, заражающихся от одного заболевшего. Чем больше, тем хуже. Условно, R0 = 3 говорит о том, что каждый заболевший заражает еще троих. Это уже сам по себе очень большой репродуктивный коэффициент. Но главная проблема в том, что это оценка только фактически выявленных случаев. Минимальное, а не ожидаемое количество. То есть зараженных от одного человека может оказаться и сто, и тысяча, сколько угодно. Многие этого не понимают.
Mortality rate Коэффициент смертности
Mortality and morbidity rates are also downward biased, due to the lag between identified cases, deaths and reporting of those deaths. Коэффициенты смертности и заболеваемости также занижают, что объясняется разрывом во времени между выявленными случаями, смертностью и сообщением об этих смертях. Публикуемые властями цифры смертности — только фактические, а не какие-то средние или ожидаемые. Это цифры о том, что уже произошло, а не о том, что произойдет дальше.
Increasingly Fatal Rapidly Spreading Emergent Pathogens Все более быстрое распространение новых патогенов со смертельным исходом
With increasing transportation we are close to a transition to conditions in which extinction becomes certain both because of rapid spread and because of the selective dominance of increasingly worse pathogens. [5] С увеличением активности поездок мы приближаемся к переходу к условиям, при которых вымирание становится неизбежным как из-за быстрого распространения вируса, так и из-за селективного доминирования все более худших патогенов. [5] Чем чаще мы ездим (там, где есть люди — по городу, в другие населенные пункты), тем выше вероятность гарантированного заражения и полного вымирания. В то же время, вирусы становятся сильнее, потому что выживают самые сильные из них.
Asymmetric Uncertainty Асимметричная неопределенность Мы видим минимальные оценки последствий, дальше может быть только хуже
Properties of the virus that are uncertain will have substantial impact on whether policies implemented are effective. For instance, whether contagious asymptomatic carriers exist. These uncertainties make it unclear whether measures such as temperature screening at major ports will have the desired impact. Practically all the uncertainty tends to make the problem potentially worse, not better, as these processes are convex to uncertainty. Неопределенные свойства вируса существенно повлияют на эффективность проводимых мер. Например, существуют ли заразные бессимптомные носители. Из-за неопределенностей свойств неясно, окажут ли желаемое воздействие такие меры, как температурный скрининг в крупных портах. Практически вся эта неопределенность, как правило, делает проблему потенциально худшей, а не лучшей, поскольку эти процессы переходят в неопределенность. Мы мало знаем о вирусе. Не хватает информации, чтобы правильно и своевременно реагировать. По мере раскрытия свойств вируса мы узнаём всё более худшие, а не лучшие обстоятельства.
Fatalism and inaction Фатализм и бездействие
Perhaps due to these challenges, a common public health response is fatalistic, accepting what will happen because of a belief that nothing can be done. This response is incorrect as the leverage of correctly selected extraordinary interventions can be very high. Возможно, в связи с этими проблемами общие ответные меры общественного здравоохранения являются упадническими, исходя из убеждения, что тут ничего нельзя сделать. Такая реакция неверная, поскольку рычаги воздействия правильно подобранных чрезвычайных мер могут быть очень действенными. У здравоохранения могут опуститься руки. Но нужно правильно принять меры.
Conclusion Заключение
Standard individual-scale policy approaches such as isolation, contact tracing and monitoring are rapidly (computationally) overwhelmed in the face of mass infection, and thus also cannot be relied upon to stop a pandemic. Multi-scale population approaches including drastically pruning contact networks using collective boundaries and social behavior change, and community self-monitoring, are essential. Стандартные подходы на индивидуальном уровне, такие как изоляция, отслеживание контактов и мониторинг, быстро (как следует из расчетов) проиграют массовой инфекции, и поэтому на них нельзя полагаться с целью остановки пандемии. Важное значение имеют масштабные подходы в отношении населения, включая резкое сокращение контактов с использованием коллективных границ и изменения социального поведения, а также самоконтроль на уровне местных общин Бесполезно просто следить за собственной температурой и всё. Важно как можно меньше контактировать с другими людьми.
Together, these observations lead to the necessity of a precautionary approach to current and potential pandemic outbreaks that must include constraining mobility patterns in the early stages of an outbreak, especially when little is known about the true parameters of the pathogen. В совокупности эти наблюдения приводят к необходимости применения осторожного подхода к нынешним и потенциальным пандемическим вспышкам, который должен включать ограничение подвижности на ранних стадиях вспышки, особенно в тех случаях, когда мало информации об истинных параметрах патогена.
It will cost something to reduce mobility in the short term, but to fail to do so will eventually cost everything — if not from this event, then one in the future. Outbreaks are inevitable, but an appropriately precautionary response can mitigate systemic risk to the globe at large. But policy- and decision-makers must act swiftly and avoid the fallacy that to have an appropriate respect for uncertainty in the face of possible irreversible catastrophe amounts to «paranoia,» or the converse a belief that nothing can be done. Снижение мобильности в краткосрочной перспективе обойдется в определенную цену. Но если этого не сделать, то в конечном итоге отказ будет стоить всего — если не от этого события, то от одного в будущем. Вспышки неизбежны, но надлежащая мера предосторожности может смягчить системный риск для всего земного шара. Но политики и лица, ответственные за принятие решений, должны действовать быстро и избегать заблуждений: что внимание к неопределенности перед лицом необратимой катастрофы — это паранойя, или что ничего нельзя поделать. Авторы принципа предосторожности предлагают глобально ограничить мобильность, чтобы вирус не распространялся. Это нужно, чтобы снизить риск гибели всех. Не нужно думать, что это паранойя. Это выживание.
REFERENCES
[1] Y. Bar-Yam, ‘Dynamics of complex systems’, 1997.
[2] ——, ‘Transition to extinction: Pandemics in a connected world’, 2016.
[3] N. N. Taleb, R. Read, R. Douady, J. Norman, and Y. Bar-Yam, ‘The precautionary principle (with application to the genetic modiÞcation of organisms)’, arXiv preprint arXiv:1410.5787, 2014.
[4] N. N. Taleb, ‘The Statistical Consequences of Fat Tails’, STEM Academic Press, 2020.
[5] E. M. Rauch and Y. Bar-Yam, ‘Long-range interactions and evolutionary stability in a predator-prey system’, Physical Review E, vol. 73, no. 2, p. 020903, 2006.

Расчет коэффициента репродукции
https://www.biorxiv.org/content/10.1101/2020.01.23.916395v1

Доходчивая раскладка по «толстым хвостам»:
https://towardsdatascience.com/why-everyone-knows-and-acts-like-the-2019-ncov-statistics-are-misleading-5919b3c33476

Медуза, как обычно, в технических делах беспросветно и поверхностно тупит, не ориентируйтесь на такое:
https://meduza.io/cards/ot-novogo-koronavirusa-umiraet-vse-bolshe-lyudey-teper-to-pora-panikovat

Не путешествуйте пока, короче. Что думаете?

ДОПОЛНЕНИЕ:
Талеб, один из авторов заметки, написал, что она повлияла на решение США ограничить сообщение с Китаем.

 
* * *
Продолжение
Часть 2.
Мы не понимаем сдвига во времени между причиной и следствием.
http://www.cashin.ru/blog/all/virus-2/

Часть 3.
Откуда данные?
http://www.cashin.ru/blog/all/virus-3/

Часть 4.
Ищи то, чего нет на виду.
http://www.cashin.ru/blog/all/virus-4/

Часть 5.
Риск срабатывает моментально
http://www.cashin.ru/blog/all/virus-5/

Управлять ≠ командовать

Продюсер Нирваны Буч Виг признался (см. в середине ролика), что врал Курту Кобейну, что его гитарные партии плохо записались, чтобы заставить его сыграть 5 отдельных гитарных треков одной песни.

Вполне возможно, что если бы Буч попросил вспыльчивого Курта сыграть пять раз одно и то же напрямую, то был бы послан далеко :-) Нормальная ситуация, когда нужно повлиять на человека, которому невозможно приказать или которого нельзя заменить.

Не исключено, что в той же сессии кто-то так же влиял на Буча. Так, что тот и не подозревал. Работающие вместе люди направляют друг друга, это нормально.

Управлять ≠ командовать. Важен результат, соединение составляющих в целевую картину.

Вакансия иллюстратора, технического дизайнера

Сбер делает образовательную платформу для российских школ. Пара слов о проекте:
https://www.facebook.com/real.sergey.kashin/posts/2784343211592703

У нас команда методологов проектирует учебные материалы. К сентябрю разработают несколько сотен заданий по нескольким предметам.

Приглашаю людей, которые хотят и могут заниматься иллюстрированием и технической графикой. Создавать и улучшать иллюстрации к задачам, схемы, рисунки и фотографии. Мы хотим воспитывать у детей хороший вкус и поддерживать интерес к учебе. И для этого, в частности, предстоит как следует поработать с графикой к заданиям. Это крайне важная и интересная работа, и ее у нас много.

Можно работать сдельно и удаленно.

Предлагаю выполнить набор тестовых заданий. В работе встречаются все перечисленные типы, но для тестового можете выполнить выборочно.

Присылайте результаты тестового задания и пишите о себе:
SIKashin.SBT@sberbank.ru

***

Тестовое задание 1

Ученик видит такую задачу:

«Рассмотрите треугольник PMT. Исходя из данных на рисунке определите, какие отрезки являются медианами, биссектрисами и высотами данного треугольника.
Возможный ответ:
Медианы: PS.
Высоты: MB; PK.
Биссектрисы: ML; TG.»

Что нужно сделать дизайнеру:
перерисовать нормально картинку к заданию, и подсветить на отдельной картинке возможный ответ. Формат png. Размер 1200 х 1200 пкс. В жизни такое будем делать в векторе в svg, так что по желанию можете сразу присылать svg.

Тестовое задание 2

Проиллюстрируйте следующее задание по русскому языку одной картинкой размером 800 х 800 пкс, png:

«О делении словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Озаглавьте группы в соответствии с тем, какие словосочетания в них представлены — именные, глагольные или наречные. Укажите в каждом словосочетании главное слово.

Группа 1
насвистывая песню
заблудившийся в лесу
изучаем особенности

Группа 2
цель творчества
готов выручить
что-нибудь этакое

Группа 3
неподалеку от школы
очень медленно
несколько скованно»

Тестовое задание 3

Проиллюстрировать следующие пункты в одном графическом стиле. Размер каждого из трех изображений — 400 х 400 пкс, png.

— Обувь повара должна защищать его в первую очередь от скользкого пола и прямого падения ножа.
— Пробуя блюда во время готовки, необходимо каждый раз пользоваться новой чистой ложкой.
— Влажное полотенце защищает руки от ожога хуже, чем сухое.

Тестовое задание 4

Привести в порядок изображения. Аккуратно, красиво, не растеряв смысл, в едином стиле. Каждое размером 1000 х 1000 пкс, png.

Тестовое задание 5

Создать большую иллюстрацию к учебному модулю по географии о круговороте воды в природе. Разместить надпись «Мировой круговорот воды» крупно поверх изображения. Стиль — на ваш выбор. Размер 2000 х 2000 пкс, png.

Информация о модуле:
Мировой круговорот воды (МКВ) — непрерывный замкнутый процесс циркуляции воды на земном шаре, обусловленный поступлением солнечной энергии и действием силы тяжести. Обеспечивает возможность жизни на планете. Движение воды в океане и свойства вод (температура, соленость) находятся во взаимосвязи с другими географическими процессами.

Чему научится ученик, выполнив задания этого модуля:
Называть причины возникновения ветровых волн, цунами, приливов и отливов, течений.
Описывать закономерность изменения температуры воды в океане от экватора к полюсам и с глубиной, зависимость солености воды от испарения с поверхности и от поступления в него пресной воды: атмосферные осадки, сток с суши.
Перечислять составные части гидросферы, описывать их взаимодействие.
Понимая суть МКВ и свойств мирового океана, оценивать значение гидросферы для жизни на Земле.

***

Присылайте результаты тестового задания и пишите о себе:
SIKashin.SBT@sberbank.ru

А еще напоминаю, что приглашаем опытных дизайнеров:
http://www.cashin.ru/blog/all/vacancy-designer-platform-2/
http://www.cashin.ru/blog/all/vacancy-designer-platform/

Ставьте лайки, делитесь с друзьями.

Вакансия дизайнера с навыками вёрстки и типографики

Ищу опытного дизайнера с хорошими навыками экранной вёрстки и типографики для веба. Опыт проектирования пользовательского взаимодействия в информационных системах будет плюсом, но главный калибр — вёрстка и типографика.

О проекте уже писал:
http://www.cashin.ru/blog/all/vacancy-designer-platform/
Образовательная платформа для российских школ.

На предыдущее приглашение я получил хороший отклик, но многие предлагают образовательную, а не дизайнерскую работу. Друзья, спасибо, но сейчас ищу именно дизайнера. Собирать красивые, изящные, крепкие дизайн-макеты. Оформлять, проектировать, типографить.

Пишите о себе и задавайте вопросы:
SIKashin.SBT@sberbank.ru

Вакансии в Сбертехе. Открыты до 25 июля или пока есть места. Передайте дизайнерам. Лайк + репост!

Еще приглашаю иллюстратора, там тоже круто:
http://www.cashin.ru/blog/all/vacancy-illustrator-tech/

***

Вакансии интерфейсных дизайнеров

Мегавакансии! Приглашаю интерфейсных дизайнеров в Сбербанк на сумасшедший проект.

Что мы делаем?

  1. Новую методологию образования в российских школах.
  2. Цифровую образовательную платформу, которая поможет массово внедрить эту методологию.

Цель

Улучшить образование в обычных российских школах.

Несколько особенностей методологии

Дети развивают актуальные в современном обществе навыки. Образование персонализируется: каждый ребенок учится в своем темпе, по интересным для него направлениям.
Учитель не командует, а помогает и мотивирует. Дети понимают, зачем они учатся. Берут на себя ответственность и достигают целей.
Методологию проектирует группа экспертов в области образования. Учитываем опыт других стран.

Планы внедрения

Методология согласована, есть разрешение на пилотный запуск в государственных школах. Сейчас пилотируем подход в трех школах в Калужской области. Результаты положительные.

В следующем году расширим область применения методологии до 15 школ в 5 регионах. Дальше — значительно больше.

Технически могли бы расширяться быстрее, но хотим опираться на обратную связь и действовать пошагово — люди в школах привыкли к другому подходу. Чего только стоит одна задача переобучения учителей.

Цифровая платформа — что это?

Веб-система, с помощью которой мы планируем массово внедрять новый подход. Пользовательские интерфейсы и все необходимые технологии.

Это не онлайн-обучение. Это обучение в реальном мире с помощью онлайн-платформы.

Платформу создает команда Сбертеха. В состав этой команды входит сборная дизайнеров из Сбертеха и организаций-подрядчиков.

Что люди делают с помощью платформы, в общих чертах:

Методисты задают базовые стандарты учебных программ. Проектируют учебные материалы в определенном формате.
Учителя планируют обучение своих классов, детализируют до отдельных учеников. Проверяют выполненные задания.
Ученики решают, каких целей им хочется достигнуть, и сами выбирают задания, которые нужно выполнить для достижения. Дети учатся, выполняя задания.

И ещё с десяток ролей в системе.

Поскольку каждый ребенок развивается по-своему, важно поддерживать мотивацию детей.

Отсюда делайте выводы,
— как может выглядеть и восприниматься интерфейс,
— что происходит вне системы,
— как мерять работоспособность и находить ошибки,
— какие задачи решить без интерфейса,
и т. д.

Дедлайны проекта

Ключевые даты не сдвигаются. В результате («сюрприз») это самый быстрый проект, который я видел в корпорации за мою более чем 5-летнюю практику в Сбере. Бодрит!

Детали

Основная команда работает в Москве, в здании Хорошколы, ул. Народного Ополчения, 9А. Почему именно веб-система, кто составляет задания, как внедрять, откуда у детей в школе компьютеры, на ком тестировать — возникает миллион вопросов, ответы на которые здесь не поместятся.

Кого приглашаю

У нас разные задачи. В первую очередь, ищу хороших интерфейсных дизайнеров.

Мы разрабатываем первую версию платформы с чистого листа и параллельно думаем о будущем. Я ищу дизайнеров, которые с учетом накопленной информации, опыта и наработок первой версии включатся в работу над следующим шагом. Улучшать, переосмысливать и развивать.

Базовые требования к дизайнерам:
— прочитали и усвоили необходимую теорию,
— набрали опыт на малых и крупных проектах,
— смелые.

Напишите мне:
SIKashin.SBT@sberbank.ru

Вакансии открыты до 25 июля или пока есть места.
Передайте дизайнерам.
Лайк, шэр, репост!

Еще приглашаю иллюстратора, там тоже круто:
http://www.cashin.ru/blog/all/vacancy-illustrator-tech/

* * *

Найди на фото Баху Егамедиева и количество дней до релиза альфа-версии:

Алексей Дегтярев организует тестирование платформы в школе города Боровска на занятии по математике в 5 классе:

Петр Положевец открывает встречу, на которой команда представляет проект экспертному совету:

Симулятор Монте-Карло к задаче про дополнительные стрелы

Разминка выходного дня: дизайн + программирование + теория вероятностей.

Сын решает задачу по теории вероятностей:
«Есть 14 стрел. Вероятность попадания одной стрелы — 0,1. За каждое попадание стрелок получает ещё 3 стрелы. Нужно определить математическое ожидание количества выстрелов.»

Даня решил задачу на бумаге, а я взял себе на разминку — найти решение численным методом, наглядно показать задачу с процессом решения и результатом, параметризировать для возможности попробовать другие настройки.

Решение численным методом — симулятор Монте-Карло с настройкой параметров задачи:
https://observablehq.com/@realsergeykashin/monte-carlo-arrows-v1-0

График показывает результаты каждой серии выстрелов. Красные штрихи — отдельные выстрелы. Чем чаще стрелок попадает, тем больше дополнительных стрел получает и так же их выпускает:

Интересно наблюдать, как меняется результат при изменении входных параметров задачи:

Редактируется
— вместительность графика. При определенных настройках получается очень много стрел, осторожно!
— начальное количество стрел;
— вероятность попадания стрелы;
— сколько новых стрел выдают за каждое попадание.

Так что вот вам еще один симулятор.
https://observablehq.com/@realsergeykashin/monte-carlo-arrows-v1-0

Способ визуализации интервалов в R

Исходный код интервальных операторов на гитхабе автора, Питера Солимоса:
https://github.com/psolymos/intrval

Исходный дизайн представления интервалов:
https://twitter.com/psolymos/status/803628398954381312

Мой вариант визуального представления:
https://twitter.com/sergeykashin/status/805501566123966464

Лайк и ретвит Тафти — все ок.

Улучшения

Поставил моноширинный шрифт в интервалах.
Отсортировал по типам — общий принцип становится нагляднее.

А теперь еще поменял порядок расположения символов в неравенствах: всегда по возрастанию слева направо. Расположение символа (х) в неравенстве соответствует его расположению относительно границ интервалов. Использую операторы < и <= вместо > и >=.

Например,
хуже: x <= a | x >= b
лучше: x <= a | b <= x

Бросить сцепление

Это второй пост на тему сцепления. Я рассматриваю метафору сцепления как способ думать о взаимодействии людей. Но сначала показываю несколько видеороликов в качестве физического пояснения к теме. Про людей — ниже, а сначала — физика.

Бросить сцепление — слишком резко подать крутящий момент. Быстро движущийся объект соединяется с неподвижным.

Примеры эффекта

Двигатель автомобиля слишком быстро крутит колеса, сцепление между резиной и асфальтом ослабевает, колеса прокручиваются:

Потеря контакта с дорогой и занос:

Есть сцепление двигателя с колесом. Есть сцепление колеса с асфальтом. Но не хватило сцепления с водителем:

Теперь ближе к человеческим примерам

Бросать сцепление при выступлении

Рассказывать о сложной идее неподготовленным слушателям и ожидать полного понимания. Часто «бросают сцепление» докладчики на конференциях. Вроде что-то крутое говорят, а людям толку ноль. Презентовать результат сложной работы людям, которые не в курсе, зачем это нужно (тут не говорю о том, почему вдруг люди оказались не в курсе, только о явлении сцепления).

Бросать сцепление при подготовке статьи

Писать слишком сложно, не пояснять новые для читателя идеи, не давать ссылок на источники и дополнительные материалы.

Бросать сцепление в интерфейсной редактуре

Подписывать в интерфейсах действия, заголовки, сообщения и другие элементы так, чтобы понимали только опытные пользователи. Интерфейсом технически можно решить задачу, но новичок не разберется.

Бросать сцепление при появлении новых сотрудников

Заставить людей делать непонятное дело, не разобравшись. Подключить сотрудника к важному и быстро идущему проекту без введения в курс дел. Сходу загрузить на полную катушку без адаптации к реальным условиям. Так можно, но надо понимать, что сцепление будет подгорать.

Бросать сцепление в информировании

Читать длинные дайджесты с десятками ссылок на всё подряд. Шквал ссылок на статьи — стресс, перегрев сцепления, тупняк. Читаешь про какой-то космос, возвращаешься в реальность, а там всё иначе.

Бросать сцепление в критике

Неожиданно обрушиваться с масштабной критикой на человека. Критиковать сразу весь набор решений, по всем пунктам. Человек, допустим, успеет осознать критику первых пунктов. Но затем мозг переходит в состояние защиты, замыкается и не воспринимает остальное.

Почему люди бросают сцепление?

Учителям бывает тяжело сбавлять обороты при обучении новеньких учеников. Опытным сотрудникам бывает сложно работать с неопытными. Сложно входить в положение других людей. Эмпатия дается людям тяжело. Часто не видим и не знаем состояния людей, с которыми контактируем.

Мы не любим подстраиваться и сбавлять скорость. Хочется ехать побыстрее. Мы не хотим разгоняться, мы хотим сразу ехать быстро, всё и сразу.

Продолжение следует.

Первая часть:
http://cashin.ru/blog/all/traction/

Сцепление в работе и жизни

Хочу рассказать про штуку, которая помогает раскладывать сложные задачи на составляющие, лучше их понимать и решать, встряхивать мышление. Это метафора сцепления. Накопилось, пора делиться.

Я сижу на переговорах с заказчиком. Чувствую, что он не примет мой вариант, какие методы ведения переговоров я бы ни применил. Вижу, что в этот раз дело не в методах. Потому что я предлагаю слишком большое изменение, и он сейчас к такому не готов.

Ослабляю, «выжимаю» сцепление: раскладываю на части, задаю вопросы, слушаю. Думаю, в каких направлениях собеседник сейчас готов работать, на что готов согласиться. Когда мы достигнем соглашения по простым вещам, сможем перейти к более сложным.

Сцепление в автомобилях и ручные коробки передач используют всё реже. Кто-то получал водительские права для автомобилей только с «автоматом» и о педали сцепления вообще не думает.

Как работает автомобильное сцепление:

Эпоха педали сцепления уходит. А сама идея управления сцеплением нам еще поможет в других областях: отношениях между людьми, управлении, ведении переговоров, внедрении изменений.

Не бросать сцепление

Чтобы постепенно увеличивать передачу крутящего момента двигателя на колеса на автомобилях с ручной коробкой, плавно отпускают педаль сцепления.

Если подать крутящий момент слишком резко — двигатель может заглохнуть: слишком большая разница скоростей вращения двигателя и колес. Типичная сложность для водителей-новичков: они «бросают сцепление».

Почему существует проблема сцепления

— у объектов разные скорости;
— объекты обладают массой, инертностью.

Захотелось сохранить фразу «бросить сцепление» как метафору. Мне эта фраза понравилась, потому что она короткая и в ней есть слово «бросить». Бросают что-то тяжелое, что не хочется тащить. Решать большую задачу за один присест тяжело.

Cцепление на разных примерах

Два бруска

Один лежит на другом. Двигаем нижний брусок — оба бруска двигаются.

Теперь резко двигаем нижний брусок. Верхний соскальзывает и остается на месте. «Быстрый» брусок ускоряется и движется слишком быстро, чтобы захватить с собой «медленный» — проскальзывает.

Скатерть и посуда

Помните этот старый трюк? Скатерть резко выдергивают, посуда остаётся на месте. Если дергают недостаточно резко — посуда едет вместе со скатертью.

Сцепление в понимании между людьми

Если понимание какой-то темы у двух людей сильно различается, то между людьми будет плохое сцепление: они не поймут друг друга. У людей «разные скорости». Один едет, другой стоит на месте.

Сцепление — это мыслительный прием, который помогает повернуть мышление и действия в нужную сторону.

Продолжение следует:
многомерные вектора скоростей,
обучение,
оценивание скоростей,
политика,
инерция,
пассажиры поезда,
сглаживание,
перегрев,
большие масштабы.

Диаграмма распределения выбросов в атмосферу

Чуть не забыл рассказать, как переделал диаграмму распределения выбросов в атмосферу.

Исходная статья:
http://science.sciencemag.org/content/360/6396/eaas9793

Исходная диаграмма, автор Глен Питерс (Glen Peters):

Обсуждение в Твитере:
https://twitter.com/sergeykashin/status/1036544638151208960

Авторы хотели подчеркнуть, какие виды выбросов сложно устранить.
Но у исходной диаграммы несколько проблем.

— Слева данные показаны в процентах, а справа — в абсолютных величинах (гигатонны). Это сбивает с толку, например, когда сравниваешь слева красное “Load-following electricity” 12 (процентов) с красным справа 4.0 (тут уже гигатонны). Читатель не понимает, как одно красное соотносится с другим, что во что входит. А ничего никуда не входит: это одно и то же, выраженное разными способами:

— Сам факт разделения данных на две диаграммы путает читателя: возникает ощущение, что это два разных набора данных. На самом деле один.
— Способ отображения с помощью круговой диаграммы неэффективен. Плохо расходуется пространство. Круговая не стыкуется с линейной справа. Не помогает сопоставлять числа. Нельзя нормально подписать мелкие значения.
— Далее к деталям. Странно удлинили подсвеченные сектора. Это плохой способ подсвечивания: человек воспринимает соотношение площадей, а удлинение секторов увеличивает их площадь.
— Не хватает заголовка.
— Шумит вертикальная ось, пользы не приносит.

Как переделать:

  1. Устранить разнобой единиц измерения.
  2. Не делить один набор данных на две диаграммы без необходимости.
  3. Перейти от кругового представления к линейному.
  4. Найти более подходящий способ подсветить выбросы, которые сложно устранить.
  5. Показать и проценты, и абсолютные числа.
  6. Добавить заголовок.
  7. Аккуратно сверстать. Не забыть указать источник.

Получилось так:

Перенес в заголовок общий абсолютный объем выбросов.
Подписал все составляющие в одном стиле, несмотря на сильные различия в масштабах чисел — всё помещается и читается.
Основные значения по категориям подписал в процентах, абсолютные в гигатоннах — «сложные» — дополнительно дописал к категориям.
«Сложные» обвел линией.

Про фотографию и реальность

Хорошая уличная фотография — это и круто, и странно. Это каким-то парадоксальным образом одновременно и чистая правда, и ложь.

Вот Варламов сфоткал девушку во время протестов в Париже. Крутая фотка. Разошлась по интернету:
https://twitter.com/varlamov
https://twitter.com/AndrewSteinwold/status/1069983145448128512
This photo from the protests in #Paris so perfectly encapsulates our current world I thought it was staged. #ParisRiots

Меня передернуло от слов “encapsulates our current world”.

Что происходит с восприятием фото на самом деле, я представляю себе так:
Существует сложная, многомерная реальность. Множество людей, событий во времени. Всё сложно связано и постоянно меняется.

Фотограф делает снимок. Это одна точка сложного пространства.

Люди смотрят на фото, и у них в голове разворачивается реальность, которая могла бы стоять за этим фото. Эта реальность может совсем не совпадать с «настоящей». Потому что это всего-лишь фотография.

И вот мы смотрим на девушку, снимающую протесты, и думаем: Ох, времена-то какие, кто-то вот так, а кто-то вот сяк! Куда катится наш мир! Фотографу премию! И т. п.

Фотография отличная.
Но иногда девушка с телефоном — это всего-лишь девушка с телефоном. Через минуту встанет и пойдет по своим делам.

На эту тему сразу вспоминаю фотографа Александра Петросяна:
https://www.instagram.com/petrosphotos/
http://aleksandrpetrosyan.com
Ловить неуловимые моменты.

Памятка про емкость аккумуляторов для дальних поездок, походов и прогулок

У вас бывало так, что взяли с собой аккумулятор для подзарядки телефона, а он заряжал меньше, чем вы ожидали? Я беру с собой в поездки внешний аккумулятор (пауэрбанк) для подзарядки прожорливых смартфонов. На аккумуляторе пишут емкость, например, 20 Ач. Но ампер-часы — это еще не энергия. Какое количество энергии содержит акк?

Енергия — мощность, умноженная на время, в течение которого эта мощность действует. В формуле емкости — амперы, умноженные на часы. В амперах измеряется сила тока. Чтобы получить мощность, нужно умножить на напряжение. Например, пауэрбанк на 20 Ач напряжением 3.7 В. Количество энергии: 20 х 3.7 = 74 ватт-часа. Что это означает? Если вы подключите лампу мощностью 74 ватта, она будет гореть 1 час.

В жизни «лампа» будет гореть меньше, потому что напряжение не остается постоянным, а снижается. Падает напряжение и на контактах, когда подключаешь зарядить телефон, и на проводах, и на потерях во время самого процесса заряда. Вся цепочка — внешний акк, разъёмы, провод, заряжаемый телефон — нагреваются. Если по-простому, всё это вместе — потери энергии, которая была запасена во внешнем аккумуляторе.

В телефон попадает меньше энергии, чем ожидаешь. Это не так заметно, когда заряжаешь через блок питания от розетки, потому что в таком случае источник условно бесконечный. Но при подзарядке телефона от пауэрбанка часть энергии теряется.

Например, у вас в телефоне батарея на 1800 мАч. Покупаете внешний акк емкостью 3600 мАч и думаете «ага, смогу полностью перезарядить телефон два раза». Нифига! :-) Возникает целый набор разнообразных потерь энергии. В лучшем случае сможете зарядить один раз. Чудес не бывает: акк должен быть качественным и большим, провода — исправными, контакты — чистыми. Учитывайте, подбирая пауэрбанк для дальних поездок :-)

Редизайн страницы про миграцию птиц

Исходная статья:
https://www.nationalgeographic.com/magazine/2018/03/bird-migration-interactive-maps/?beta=true

Редизайнил блок с картой на странице про миграцию птиц:

В новом варианте:
— сгруппировал заголовки по смыслу,
— добавил количество птиц,
— сделал более аккуратную легенду,
— текст поставил в правую колонку,
— переделал листалку периодов.
Компактнее, информативнее.

Было-стало:

Визуализация миграции птиц

Великолепная статья Нэшнл Географик с картографической визуализацией миграции птиц в Северной и Южной Америках:

https://www.nationalgeographic.com/magazine/2018/03/bird-migration-interactive-maps/?beta=true

Сложно даже представить, какие данные и как надо было собрать и обработать, чтобы сделать статью с подобным уровнем детализации.

Плюсы: в статье интегрированы текст, звук пения птиц, координаты на картах, перемещения птиц, изменения окружающей среды во времени. Совмещены маршруты птиц, места проживания людей, насыщенность растительности. Красивые фотографии птиц, интересные факты. Например, птицы рискуют, прокладывая прямые маршруты над опасными местами.

Вызывает вопросы верстка. Хочется поставить тексты и мини-выноски про птиц с фотками параллельно картам. Сейчас тексты и фотографии отдалены от карт по вертикали. Мешает заигрывание с визуальными эффектами при скроллинге: хочется сказать «да дайте уже, наконец, спокойно посмотреть».

Там же: сбивает с толку, что в листалке периодов первый период — вовсе не период, а анимация всех периодов. Для бета-версии норм, но вообще вот это надо сделать получше:

Ctrl + ↓ Ранее